Президент Украины Петр Порошенко 28 февраля, спустя почти год после предыдущей, дал большую пресс-конференцию. Она называлась “Вызовы-2018”.
Главное из высказываний главы государства
О евроатлантической интеграции и стандартах НАТО
“В моей команде мы сейчас обсуждаем предложение “заякорить” в Конституции европейскую и евроатлантическую интеграцию. Эти идеи пользуются широкой поддержкой в обществе… Поправки в Основной закон могли бы стать страховкой от любых неожиданностей и императивом для всех политических сил на годы вперед.”
“Даже во время войны мы должны принять назначение гражданского министра обороны, разделить позиции главнокомандующего и начальника Генштаба, сделать ряд крупных реформ, чтобы перевести страну на стандарты НАТО и имплементировать нормы, которые я отметил в стратегическом оборонном бюллетене.”
О темпах роста
“Все равно не покидает ощущение, что сделали не все, что могли… Очевидно, что темпы являются категорически неприемлемыми и недостаточными, чтобы обеспечивать символический, но ощутимый рост зарплат…”
“От многих реформ большинство украинцев, к сожалению, не чувствуют положительного эффекта, поскольку жизнь украинцев значительно не улучшилась. Уровень жизни, особенно подкошенный войной и экономической агрессией, страны только начинает восстанавливаться, и темпы слишком медленные и меня как президента не устраивают. Но о том, что изменения заметили, то, что изменения признали и оценили в мире, свидетельствует много фактов…”
О путешествии на Мальдивы
“Хочу твердо подчеркнуть, что границу я пересекал по своей фамилии, по своему паспорту с соответствующей регистрацией у пограничников… Платил я и (за) самолет, и отель со своего банковского счета в украинском банке…”
“На это не было потрачено ни копейки из госбюджета, все средства были задекларированы, с них были уплачены все налоги.”
“В начале января (во время путешествия на Мальдивы, – ред.) я этих обязанностей (президента и верховного главнокомандующего, – ред.) никому не передоверял.”
О своем баллотировании на выборах и жизни после выборов
“Я точно 100% буду принимать участие в президентских выборах как избиратель… Я подчеркиваю, что после выборов я точно буду жить в Украине в любом качестве. Я не проиграл в своей жизни еще ни одной избирательной программы. Я точно не собираюсь участвовать в парламентских выборах.”
О заложниках
“Могу сказать, что до конца текущей недели еще двух наших заложников мы приведем домой. Уже есть место и дата. Думаю, что не сорвется.”
О досрочных выборах
“Парламент все принимает. Какие еще могут быть разговоры по этому поводу. Я подчеркиваю, что никаких этих разговоров я не веду. Если парламент вместо того, чтобы заниматься (законами), будет заниматься выборами, – они к этому приведут.”
“Безусловно, я буду делать все возможное, чтобы обеспечить эффективную координацию деятельности президента, правительства, парламентской коалиции и парламента. Когда будут другие условия, тогда и будем это обсуждать.”
О передаче кораблей из Крыма
“Мы точно готовы принять корабли из Крыма… Мы готовы принять корабли из Крыма только вместе с Крымом. Уверен, что это единодушная позиция и украинской власти, и украинского общества.”
О Вооруженных силах Украины
“Наши ВС следует укрепить настолько, чтобы они были не только обороноспособными, но и способны освободить оккупированные территории. Это наше безусловное право, и оно должно быть обеспечено достаточным военным потенциалом.”
О миротворцах и ситуации на Донбассе
“Миротворцы – важная составляющая восстановления суверенитета, территориальной целостности и независимости нашего государства.”
“Вопрос миротворцев очень сложный… Мы не имеем абсолютно безопасного компонента для реализации любых процессов на Востоке.”
“Присутствие миротворцев – это не просто разведение сторон, это для нас неприемлемо, миротворцы должны действовать на всей оккупированной территории. Первое, к чему это приведет, – Россия вынуждена будет вывести свои оккупационные войска, потому что мир будет видеть и никак нельзя будет объяснить. Второе – миротворцы смогут разоружить незаконные вооруженные формирования. Третье – миротворцы могут взять под контроль неконтролируемый участок украинско-российской границы и остановить инфильтрацию российских войск и вооружения на оккупированную территорию. Четвертое – Украина сможет возобновить свои гуманитарные миссии, потому что на оккупированной части сейчас гуманитарная катастрофа. И пятое -участвовать в миротворческой операции не могут страна-агрессор или соседи.”
“Я буду делать все, чтобы как можно быстрее ввести миротворцев, потому что на сегодня это единственный вариант, которым можно остановить убийство украинцев и восстановить украинский суверенитет на оккупированном Донбассе.”
О среднем классе
“Мы должны сделать этот и другие шаги, чтобы на ноги снова поднялся средний класс, по которому сильнее всего ударили все испытания последних лет. И в отличие от самого богатого слоя этот средний класс не имел жировых запасов, которые бы позволили пережить трудные времена. И в отличие от беднейших его обошли субсидиями. Вот и получается, что середина просела больше всего.”
“Именно средний класс является гарантом демократического характера политической системы, именно он является той скалой, о которую разбиваются мутные волны популизма.”
О поставках вооружения
“К сожалению, я не могу сообщить о деталях переговоров, но первая поставка этого вооружения должна состояться уже через несколько недель.”
“Мы говорим о целом ряде поставок, начиная с антиснайперских комплексов… Мы также говорим о средствах электронной борьбы, противовоздушной обороны и многих других видах вооружения.”
О крымскотатарской автономии
“Я не видел предложений рабочей группы, они должны быть утверждены Конституционной комиссией. Я немедленно после нашей встречи обратился к Конституционной комиссии для того, чтобы она провела публичное обсуждение предложений рабочей группы. И как только будет найден окончательный вариант, как я и обещал, вопрос о национальной, национально-культурной автономии, внесение изменений в Конституцию мной будет инициировано перед ВРУ.”
О своей жизни
“Я не хочу сейчас обсуждать свою жизнь, но поверьте мне, она не сахар… Могу отметить, что когда я избирался президентом, мои доходы были намного больше, чем сейчас. Я единственный президент, имеющий эту динамику.”
О войне “всех против всех”
“Депрессия и уныние – это то, что хотят посеять в украинском обществе, в том числе не только внутри страны. Приложения социальных сетей, программы фейковых новостей – это составляющая часть.”
Об отношениях с Польшей
“Наши отношения развиваются очень динамично. Поверьте мне, мы не нуждаемся, чтобы нам кто-то говорил, каких украинских героев мы должны чтить, а каких нет. Мы сами разберемся. Так же, как мы никому не советуем, кого Польша должна уважать, а кого нет. Это нехорошо.”
Об убийстве журналиста Павла Шеремета
“Я не Господь Бог, и я не знаю, кто убил Павла Шеремета, но у меня так же болит, как и у вас. К сожалению, журналисты гибнут. Недавно погиб журналист в Словакии, и это у каждого так же болит.”
О Саакашвили и его реадмиссии
“Не думаю, что он сейчас счастливый человек. Но это его проблемы и его дело. Вопросы реадмиссии были проведены юридически безупречно с точки зрения украинского законодательства, с точки зрения международных обязательств Украины и с точки зрения верховенства права.”
О Медведчуке
“Подчеркиваю, что я буду работать с любым, кто эффективно сможет вернуть хотя бы одного украинского заложника домой… Я должен признать, что наиболее эффективным оказался Виктор Медведчук. Потому что решение об освобождении принимает непосредственно Путин.”
Об изменении избирательного законодательства
“Я буду точно заниматься изменениями избирательного законодательства, подчеркиваю это. Я уверен в том, что мы должны резко повысить ответственность за скупку голосов, и буду просить парламент это сделать – повысить прозрачность избирательного процесса, повысить ответственность за фальсификацию выборов на участках.”
О деолигархизации
“Деолигархизация – это отлучение олигархов от политической власти в стране. Отдельные олигархические СМИ мочат президента, я этого не боюсь.”